Vashgolos7

Настрой свой голос
подобно инструменту!

Эмоциональный или рациональный тип: виды ораторов (2014-03-06)

виды ораторов

Содержание:

  1. Классификация по типу нервной деятельности
  2. Индивидуально-речевые типы
  3. Риторическая классификация
  4. Классификация по стилям

 

Речь – только внешняя форма мыслей оратора. А так как мысли разных людей различны, то вероятнее всего, построение нашей речи не является у всех одинаковой. Значительное влияние на человеческую речь оказывает свойственный каждому человеку индивидуальный тип мышления оратора. Работая над своей речью, следует обратить внимание на свой стиль выступления, то есть определить ораторский тип. Это поможет вам проявлять свои сильные стороны и работать с недостатками, которые есть практически у каждого выступающего оратора.

 

Однако все классификации являются обобщенными. Самое главное – это работа над своим типажом.

 

 

Классификация по типу нервной деятельности

Является самой распространенной и имеет устойчивое деление, так как ориентируется на психологические особенности каждой личности. Такой вид оратора может быть определен у любого выступающего человека.

 

1. Эмоциональный тип

Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться. Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать – обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей.

 

Такой оратор склонен к преувеличению. А объективное изложение вопроса – довольно редкое явление в практике этого выступающего.

сентиментальный оратор

Крис Гарднер

 

2. Рациональный тип

Подразделяется на несколько подтипов:

 

1) «Мыслящий вслух»

Он не сообщает аудитории готовых истин и не призывает ее следовать за кем-либо. А он просто, как бы вместе со слушателями, размышляет верное решение того или иного вопроса.

 

Немногие ораторы способны мыслить вслух. Однако, эта способность скорее недостаток, чем достоинство. К примеру, оратор, о чем еще он хотел сказать, вдруг останавливается, схватившись за голову, и начинает думать. Ораторский тип «мыслящий вслух» с виду особенно не блистателен и медлителен. Но при всем этом он привлекателен для публики.

 

2) «Излагающий истины»

1 Эрудит

Лучшим агитатором является эмоциональный тип. А лучшим пропагандистом, распространяющий новые идеи — спокойный и бесстрастный оратор-эрудит. Он обладает не только здравым смыслом и даром речи, но и обширными, разносторонними научными сведениями.

 

2 Здравомыслящий

Если вы рассудительный человек, умеете убеждать как без блеска красноречия, так и без ссылок на факты, то вы принадлежите к этому типу. Здравомыслие и ссылки на очевидное – ваше главное оружие. Оратор такого типа частенько прибегает к свежим анекдотам, веселым историям, забавным шуткам. Поскольку его юмор понятен каждому.

образ оратора

Пер Асберг

 

3. Смешанный тип

Здесь все понятно. Этот тип соединяет два ранее перечисленных – рациональный и эмоциональный.

ораторы бывают следующих типов

 

 

Индивидуально-речевые типы

Эта классификация тесно связана с гиппократовскими характерологическими типами – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

 

1. Интуитивно-эмоциональный

Ораторы этого типа обладают страстной, увлеченной речью, насыщенной остротами и каламбурами. Но не всегда следят за логической последовательностью сказанного. Писать план предстоящего выступления они считают ненужным занятием, поскольку он сковывает. Этот тип схож с холерическим темпераментом.

Джон Бейнер

Джон Бейнер

 

2. Рационально-логический

Они чаще всего анализируют явления, обсуждают события и аргументируют свои или чужие поступки. «Логики» тщательно готовятся к выступлению: обдумывают и составляют подробнейший план с мельчайшими деталями, находят нужный материал, строго структурируя его. Выношенный план словно «сидит у них внутри» и ораторы не пользуются им в ходе своего выступления. «Логика» заботит другое – как сделать свою речь выразительнее, эмоциональнее, какие подобрать примеры, чтобы аудитория не потеряла интерес. Этот тип схож с сангвиником.

Питер Бейнарт

Питер Бейнарт

 

3. Философский

Они в какой-то степени эмоциональны, склонны к анализу, порой бывают организованы в работе, а иногда без всякой организации раскрывают какой-нибудь вопрос.

 

У них есть общая характерная черта – стремление к глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у аудитории. «Философы» вовлекают слушателя в этот процесс. В основном, в данную группу входят флегматики.

Криста Джордан

Криста Джордан

 

4. Лирический

Лирики глубоко эмоциональны, впечатлительны и проникновенны. Чаще всего, в основе данного типа лежит утонченный, меланхолический характер.

Абха Банаржи

Абха Банаржи

 

 

Риторическая классификация

Основной критерий: желание и умение оратора держать тезис. Можно вспомнить известную мысль Аристотеля: «Речь складывается из трех составных элементов. Это сам оратор, предмет его разговора, и  лицо, к которому он обращается».

 

1. Предводитель

Ориентирован на себя, как на оратора. Его основная цель – показать себя публике. Речь предводителя не несет полезной информации. Как правило, она неконкретна и расплывчата: нужно повысить зарплату, необходимо построить школу, следует улучшить условия работы. Он выражает критику и недовольство к какому-либо явлению или событию.

 

Для такого оратора характерна следующая ориентация на определение риторики: «Риторика – это наука, помогающая нам хорошо говорить». И выступающего: «Почтенный мужчина, который готов выступать». Предводители практически всегда готовы к речи, независимо от размера аудитории и предмета разговора. Поскольку для них важно самовыражение.

tipy-i-vidy-oratorov-9

 

2. Популист

Такой типаж направлен, прежде всего, на аудиторию. Он говорит то, что она хочет услышать от него именно в этот момент. Таким образом, он завоевывает симпатию слушателей. Чаще всего, оратор-популист привлекает внимание к своей личности. Для этого он хитроумно предлагает аудитории или заманчивую идею, за которую призывает бороться вместе с ним, или настраивает ее против осуждаемого врага. Особенно ярко это проявляется во время избирательных кампаний.

Брюс Лоуэлл

Брюс Лоуэлл

 

3. Разумный оратор

Нацелен на речь. Во время выступления его задача – показать пути решения проблемы. Поэтому разумный оратор максимально точно старается привести убедительные аргументы и высказывает конкретные предложения. Именно такой типаж ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: «Наука «Риторика» — умение находить возможные методы убеждения касательно каждого данного предмета».

tipy-i-vidy-oratorov-11

 

 

Классификация по стилям

1. Оратор простого стиля

Как правило, он скромен и прост и его речь вполне понятна. Когда его слушаешь, создается такое впечатление, что сам бы так сказал, если бы знал суть дела. Но, бывает, кажется. Возможно вы, выходя на сцену, пытались рассказать даже про ваши ежедневные дела – но получалось нечто несвязное. Сердце начинает биться чаще, пот льется ручьем — аудитория вас не слушает.

 

Оратор этого типажа обладает свободной, даже несколько несвязной речью. Но при этом не беспорядочной.  Они стараются нигде ни разу не споткнуться. Речь у них образцовая, не вызывающая затруднений. Однако, утомляет слушателей, которые изредка стараются делать протирать глаза.

 

Оратору простого стиля позволительно пользоваться такими приемами как риторический вопрос и метафора. Но здесь следует соблюдать меру.

tipy-i-vidy-oratorov-12

2. Средний стиль

Проявляется на званых вечерах и торжественных приемах. В основном, предназначен для услаждения слуха.

tipy-i-vidy-oratorov-13

3. Оратор высокого стиля

Он спокоен, прост, строен, ясен и отчетлив. Оратор такого типажа умеет использовать все три стиля, чем производит впечатление человека простого, но в тоже время решительного, проницательного и мудрого.

Эли Визель

Эли Визель


Вернуться к содержанию


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

(Spamcheck Enabled)


Подпишись на Subscribe.Ru
Все для вашего голоса: развитие дикции, речи и красноречия
Подписаться письмом