Vashgolos7

Настрой свой голос
подобно инструменту!

Артикуляционная гимнастика для звука «С» и других свистящих звуков русского алфавита (2013-12-10)

артикуляционная гимнастика для звука с

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков – упражнения, направленные на отработку такой группы звуков как С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с’], [з], [з’], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с’] — дополнительным подъемом средней части языка.

 

В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы. Если у вас есть проблемы по произношению несколько звуков данной группы, то работу над постановкой нужно начинать со звука [с].

 

 

 

Правильное произношение звуков С, Сь, З, Зь и Цв

 

При произнесении звука [с] губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. Посередине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха, образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
При произнесении мягкого [с’] губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого [с], и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и перемещается вперед в направлении желобка, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

 

При артикуляции [з] и [з’] добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

 

При произнесении звука [ц] губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при [т]), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

 

 

 

Комплекс упражнений для свистящих

 

Загнать мяч в ворота

 

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания:

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами.

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

 

Наказать непослушный язык («Лепешка»)

 

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
Методические указания:

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы вы не задерживали при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: попросить кого-нибудь поднести ватку ко рту, если вы делаете упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

 

Сделать язык широким («Блинчик»)

 

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
Методические указания:

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика для свистящих: упражнение «Блинчик»

 

Кто дальше загонит мяч?

 

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания:

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить за произношением именно звука [ф], а не звука [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 

 

Почистим зубы

 

Цель: Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.
Методические указания:

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

(Spamcheck Enabled)


Подпишись на Subscribe.Ru
Все для вашего голоса: развитие дикции, речи и красноречия
Подписаться письмом